Факты о левшах

Лингвисты установили, что во многих языках слово «правый» созвучно словам «право» и «правильный». В то время как «левый» нередко переводится как «зловещий» или «разбитый». Может быть, поэтому левшам в течение столетий приходилось нелегко — начиная от преследований и обвинений в колдовстве в средние века и заканчивая насильственным переучиванием в современное время…
Наряду с домыслами существуют и факты о левшах, давно доказанные учеными. К примеру, самые известные из них свидетельствуют, что:

  • на нашей планете проживают 500 млн левшей;
  • левши чаще встречаются среди монозиготных (однояйцовых) близнецов;
  • среди мужчин больше левшей, чем среди женщин;
  • больше всего левшей в Южной и Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, меньше всего в Западной и Северной Европе, а также в Африке;
  • в дикой природе 2/3 всех шимпанзе являются левшами, а в неволе большинство приматов – правши;
  • все белые медведи – левши;
  • каждый 5-й выдающийся человек – левша;
  • если предложить левше и правше одну и ту же задачу, то первый почти всегда найдет несколько способов решения.

Ребенок левша и его особенности

Самая интересная гипотеза появления левшей — эволюционная теория асимметрии В.А.Геодакяна, согласно которой праворукость и леворукость не норма и патология, а всего лишь адаптация к тем или иным условиям среды. У эмбриона доминирует более древнее биологическое правое полушарие, управляющее левой рукой. Однако если условия развития плода нормальные, то интенсивное развитие левого полушария мозга приводит к тому, что оно обгоняет правое, и происходит транслокация доминантности полушарий и рук.

Экстремальные же условия (например, психологический стресс матери, различные проблемы в период беременности, заболевания) приводят к гипоксии, угнетающей более «чувствительное» левое полушарие, и оно упускает лабильную фазу развития доминантности левой руки. При этом меняется только полушарность, но не рука, и эмбрион становится цис-леворуким (доминирование левого полушария и левой руки). Гипотезу эмбриональной гипоксии подтверждает повышенный процент леворуких среди близнецов и недоношенных детей (который нельзя объяснить механическими повреждениями мозга в утробе матери или во время родов). Однако такие дети не являются истинно леворукими, правое полушарие у них не преобладает.

Согласно другой теории от невропатолога Нормана Гешвинда, к рождению ребенка левши может привести высокое содержание тестостерона в организме плода. Тестостерон влияет на скорость роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Теорию особенностей развития ребенка левши подтверждает тот факт, что леворукость чаще встречается у мужчин и бывает, сопряжена с аутоиммунными расстройствами, такими как дислексия и заикание, которые тоже чаще встречаются у мужчин. Доказано, что «леворукость» – наследуемый признак, т.е. если в роду есть левши, то вероятность повторения довольно высока. Ученые даже ввели термин «ген правого сдвига».

Ребенок — левша или правша, и как пишут левши

Интересно, что приблизительно до 3-х лет для детей не имеет большого значения, какой рукой пользоваться, они могут брать предметы, как в правую, так и в левую руку, совершенно не отдавая себе в этом отчета. Но постепенно одно из полушарий начинает доминировать, и уже можно говорить о том, как определить левшу. В 4-5-летнем возрасте четко видно сформировавшееся предпочтение работать той или иной рукой.

Истинный правополушарный ребенок (левша) отличается от своих сверстников, обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети, которые хорошо рисуют, имеют музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственны задержка развития речи и затруднительность произношения различных звуков. Особенности ребенка левши заключаются в том, что точные науки, как правило, ему даются с трудом, но если уж он решает задачку, то может найти очень нестандартный подход или несколько путей ее решения.

В свое время доминирование левой руки рассматривалось как отклонение от нормы. Вопрос о том, нужно ли ребенка левшу переучивать не стоял – таких детей насильственно переучивали в детстве. Это касалось в первую очередь использования правой руки при письме и пользовании столовыми приборами. Впоследствии за левшами признали право на «лево» и от переучивания стали отказываться. Доказано, что такое насилие, как правило, ведет к негативным последствиям. Да и на самом деле – какая разница, как пишут левши, главное, чтобы этот текст был грамотен. Встречается достаточно примеров, когда ребенок-левша с незаурядными задатками при переучивании все эти способности терял.

Левши превосходят правшей в занятиях, которые требуют высокой скорости реакции или использования большого количества информации, лучше справляются с прохождением компьютерных игр; могут без ущерба разговаривать во время вождения, являются лучшими пилотами реактивных истребителей. Британский ученый Крис Макманус в книге «Правая рука, левая рука» доказывает, что на протяжении всей человеческой истории левши добивались более высоких достижений, чем правши.

Если леворукому первокласснику педагог снижает оценки за каллиграфию при письме (часто пишут левши не так красиво, как их сверстники-правши), пытается переучивать ребенка писать правой рукой, знайте, что это неправомерно. Вы имеете право жаловаться руководству школы и в вышестоящие организации, если первое не поможет. В методических рекомендациях Министерства здравоохранения от 1985 г. (которые до настоящего времени никто не отменял) говорится о запрете на переучивание леворуких детей и снижении требований при оценке каллиграфии почерка ребенка — левши. Согласно данным методическим рекомендациям у леворуких школьников допускается вертикальное написание букв и их наклон влево.


Амбидекстры

Мирей Матье, Леонардо да Винчи, Джими Хендрикс, Мария Шарапова, Курт Кобейн, Никола Тесла, Пол Маккартни — этих знаменитостей объединяет умение владеть обеими руками одинаково хорошо. Все эти люди – амбидекстры.

Считается, что амбидекстр способен включать в активную работу и левое, и правое полушария головного мозга, при этом у таких людей есть возможность одинаково хорошо действовать правой и левой стороной тела и парными органами чувств. Спортсмены-амбидекстры доставляют много неудобств своим соперникам, ученые совершают выдающиеся открытия, а художники создают гениальные произведения.

Часто амбидекстры — это левши, которые впоследствии прилагали усилия для развития и правой руки тоже, но случается, что симметричность рук и полушарий мозга — врожденное явление.

В начальной школе детям-амбидекстрам приходится сложнее, чем правшам и даже левшам, они испытывают большие трудности с обучением, у них чаще встречается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но впоследствии они намного обгоняют своих «однополушарных» сверстников и добиваются превосходных результатов!

Специализации левого полушария

  • Обработка вербальной информации, обучаемость иностранным языкам, способности к чтению и письму
  • Аналитическое мышление
  • Последовательное мышление (мышление «шаг за шагом»)
  • Математические способности
  • Контроль над движениями правой половины тела

Специализации правого полушария

  • Обработка невербальной информации (символы, образы)
  • Параллельная обработка информации и рассмотрение проблемы в целом, без анализа деталей
  • Распознавание лиц
  • Пространственная ориентация
  • Музыкальность
  • Воображение и мечты
  • Эмоции
  • Художественные способности
  • Секс
  • Контроль над движениями левой половины тела